Вот уже довольо длительное время мы эксплуатируем модели с моторами 40-46 калибра. Это были модели-тренеры, предназначенные для первоначального обучения управлению р/у моделью. Позже были построены и введены в эксплуатацию небольшие тренировочные пилотажки, позволяющие весма успешно отрабатывать фигуры пилотажного комплекса. Особнностью этих моделей являются отличные лётные характеристики при невысоком уровне затрат на строительство и эксплуатацию, а так же простота и технологичность конструкции при весма приятном внешнем виде. Когда настало время попробовать свои силы в освоении фигур экстремального 3D пилотажа, решили построить модели Фан-Флаев. Свой выбор остановили на чертежах модели "Камикадзе", которые нашли в интернете. Это уже совсем другие самолёты, и соответственно совсем другой полёт. Однако всю выше перечисленную технику объединяет одно: небольшие размеры и похожесть друг на друга. А душа хочет чего-то этакого покрупней, покрасивей, летучей... Хочется выпендриться... Вот тут и вспомнился один чертёжик, скачанный с того же сайта, что и чертёж "Камикадзы". Это чертёж "Экстры" "Экстра 300S"1120Kb, весьма популярного самолётика, по мотивам которого в мире построено великое множество моделей. В описании эта модель позиционируется как модель, расчитанная на эксплуатацию как с 46, так и с 61 движком. Это как раз то, что нужно, потому что в загашниках у нас 61 движки имеются. Хотя, справедливости ради, надо заметить, что габаритные размеры модели всё же мелковаты. Однако строительство модели больших размеров, подразумевает два неприятных момента: во-первых необходимость приобретения нового, более мощного мотора (весьма приличные дополнительные расходы), или (это во-вторых) использовать с уже имеющимся 61 движком, с явным дефицитом энерговооружённости... В общем решили строить эту "Экстру" Познакомившись повнимательней с чертежами поняли, что каких-либо трудностей в процессе строительства возникнуть не должно, всё просто и понятно. Кое-что в конструкции сразу было решено изменить и сделать более привычным для нас способом, но обо всём по порядку. Итак, начнём с фюзеляжа. При его строительстве было решено отказаться от комбинированной (облегченная фанера+бальза) конструкции боковин. Мы использовали 4мм бальзу усилив её в передней части (до задней кромки крыла) 1мм фанерой. Первый, подготовительном этап: из 4мм бальзы вырезаются две боковины, по чертежу, из 1мм фанеры вырезаются две усилительные накладки для передней части. Затем они попарно (бок+накладка) склеиваются на эпоксидной смоле. Пока это дело встаёт, принимаемся за шпангоуты (1,2,3,5), а также детали моторамной коробки В виду отсутствия лёгкой фанеры все эти детали пришлось выпилить из обычной, берёзовой, увеличив количество окон облегчения в первых двух шпангоутах. Всё равно получилось несколько тяжелей, чем хотелось. Думаю можно было бы ещё облегчить боковинки и дно моторамной коробки. Из 3мм липы (можно из сосны, это не принципиально) изготавливаем 2 широкие рейки идущие до 5 шпангоута, на которых потом и собираем конструкцию из 1,2 и 5 шпангоутов на эпоксидной смоле. Если всё изготовлено точно, то заодно можно вклеить и моторамную коробку. Хочу заметить, что 3 шпангоут пока лучше не вклеивать. На этом подготовительный этап можно считать законченым и денёк отдохнуть пока встаёт смола. Ну вот, смола встала, мы немного отдохнули и с новыми силами вновь принимаемся за работу. Собственно сегодня её будет не много. Проверяем склеенные в прошлый раз детали и при необходимости обрабатываем их. Так же, если это ещё не сделано, прорезаем в боковинах отверстия под рулевые машинки и стабилизатор. Если всё получилось удачно, переходим к склейке. На ровной поверхности располагаем наш набор из шпангоутов на рейках (вверх ногами, свесив два первых шпангоута) и прилаживаем с боков наши боковины, 1мм фанерой внутрь, проверяем геометрию получившейся конструкции. Я это делал на чертеже, накрытом толстым стеклом. Убедившись в отсутствии смещений, уводок и прочих нестыковок, проклеиваем это хозяйство эпоксидкой и надёжно фиксируем детали на плоскости. На этом основная и наиболее важная часть работы сделана, однако если есть желание ещё немного потрудиться, можно заняться изготовлением недостающих шпангоутов. Завтра продолжим сборку фюзеляжа. …Надеюсь, всё склеилось ровно, качественно и надёжно. Теперь предлагаю заняться обшивкой верхней части фюзеляжа. Дело это не сложное, но интересное, потому что в результате из непонятной ребристой конструкции начинают прорисовываться объёмные очертания нашего самолёта. Начнём с передней части. Сразу хочу заметить, что на чертеже геометрия третьего шпангоута такова, что в результате зашивка передней части должна получиться слегка сферической. Визуально это практически не заметно, но создаёт некоторые трудности в работе. Я решил перед вклейкой 3 шпангоута слегка подкорректировать его форму, дабы спрямить верхнюю образующую фюзеляжа. Затем вырезаем бальзовые стрингеры и монтируем на фюзеляже 3 и 4 шпангоуты: Проверив всё это дело на отсутствие косяков, проклеиваем конструкцию. Дабы не затягивать процесс, я это делал на циакрине. Далее из 2мм бальзы вырезаем заготовку верхней обшивки, точнее, её левую или правую половинку. Сначала подклеиваем её к борту фюзеляжа, внутренней стороной ориентируясь по шпангоутам. Снаружи борт должен выступать примерно на 1.5- 2мм. После этого аккуратно загибаем пластину обшивки по поверхности шпангоутов и проклеиваем это дело всё тем же циакрином. Верхний край обшивки должен закончиться примерно на середине ширины верхнего стрингера, вторая половина стрингера нужна для приклейки второй части обшивки. Собственно она приклеивается точно также. Если всё сделано точно и аккуратно, то не должно быть ни каких щелей и нахлёстов. Остаётся только обработать торцы сборки и зачистить наружные швы. Спиливая выступающие на 1.5-2мм боковины, мы тем самым скругляем достаточно резкий переход от борта кверху. В итоге должно получиться примерно так: Далее, открыв баночку пивка, мы ещё примерно 10-15 минут ходим вокруг и любуемся на творение рук своих, прикидывая, как это будет выглядеть целиком и что предстоит сделать завтра… |